Спрос на медикаменты в России всегда высок. Открытие аптечного пункта сулит стабильный доход ее владельцу. Но есть нюансы, несоблюдение которых, принесет массу проблем начинающему бизнесмену. Каковы требования к помещению и персоналу? Сколько стоит лицензия? В статье даны рекомендации, которые позволят избежать трудностей.
Тип частной аптеки
Перед тем, как подавать документы в налоговые органы для регистрации ИП или ООО, потребуется определиться с тем, какую аптеку открыть. Это может быть:
- производственное предприятие (изготовление лекарственных средств);
- аптечный киоск;
- пункт с правом создания антисептических препаратов;
- небольшая аптека, имеющая право только продавать лексредства.
Открыть бизнес можно, не имея профильного медицинского (фармацевтического) образования.
Вариант для новичков – создание пункта или киоска, которые будут продавать готовые медицинские препараты, закупленные у известных производителей. В этом случае можно будет осуществлять торговлю медикаментами по рецепту и без него, но не создавать средства самостоятельно.
Ценообразование и расположение аптеки
Задумываясь над тем, как открыть аптеку с нуля, нужно четко определить особенности ценообразования. На этот параметр оказывает большое влияние расположение аптечного пункта: в городе необходимо учитывать конкуренцию (в районе по 3-4 аптеки). При поиске места под аптеку примите во внимание проходимость места. Приемлемую прибыль (на уровне 10 процентов) обеспечат спальные районы, точки неподалеку от метро, у торговых центров и около остановок общественного транспорта.
В таких точках рекомендуется устанавливать цены в сегментах «эконом» и «средний». Набор препаратов – востребованный населением (ограниченный ассортимент). Количество наименований продукции должно составлять 3-4 тысячи.
Аптеки со средними ценами и расширенным ассортиментом, включающим гигиеническую и косметологическую продукцию, лучше открывать в центральных районах городов, в крупных селах. Количество наименований медикаментов – до 7 тысяч позиций.
Крупные аптеки, предлагающие сопутствующие товары, устанавливают различные цены в зависимости от производителя продукции.
Их особенности:
- наличие нескольких удобных для рассматривания и выбора препаратов, оплаты и размещения личных вещей (сумок, пакетов) прилавков;
- открытая выкладка некоторых типов продукции;
- получение прибыли от редких медикаментов
- реализация точкой продажи сопутствующих и детских товаров.
Такие аптеки рекомендуется открывать в центральной части города, около больниц и роддомов, в селах и крупных поселениях.
Важно! Наценка на лекарства, в соответствие с государственными нормами, не должна превышать 40% от стоимости закупки
Требования к помещению аптеки
Особые требования для открытия аптеки распространяются на помещение. Минимальная площадь для полноценной торговой точки - 75-80 кв. метров. На этой территории должны находиться:
- торговый зал;
- помещение для сотрудников;
- кабинет администрации;
- бухгалтерия (можно объединить или сделать частью кабинета);
- помещение для хранения медикаментов (в нем должны соблюдаться определенные показатели температуры, влажности и освещенности);
- хозблок, который нужен для организации раздевалки и хранения инструментов;
- архив (может являться частью кабинета заведующего аптекой).
Важно! В аптеке необходимо проводить влажную уборку ежедневно
Особенность процедуры уборки в аптечном пункте: использование средств с сильным дезинфицирующим эффектом. Наиболее актуально применение для пола плитки или линолеума (швы сварные).
Стены должны быть отделаны пожар безопасными и легко моющимися материалами, иметь высокий показатель светоотражения. Для медикаментов требуются разные условия хранения, поэтому материалы должны быть устойчивыми к разным показателям температуры и влажности.
Помещение аптеки должно быть оборудовано:
- сигнализацией (охранная, пожарная, датчики на движение и светозвуковой вариант);
- качественной вентиляционной системой;
- датчиками, отслеживающие параметры воздуха (на складе медикаментов).
Требования к оборудованию аптеки
Для открытия аптеки нужно приобрести следующее оборудование:
- кассовый аппарат (по количеству касс);
- компьютеры (также по количеству касс);
- специальные холодильники для хранения препаратов;
- стеллажные конструкции;
- витринные конструкции (со стеклом и механизмами для закрытия, в том числе, на ключ);
- прилавки (внешние);
- закрытые шкафы (стеклянные или выполненные из металлов, устойчивые к нагреванию);
- сейфы (для выручки и особого сегмента медикаментов).
Для администрации и комнаты персонала потребуется мебель и офисная техника, для клиентов – лавочки (в крупных аптеках).
Требования к персоналу
Особое внимание нужно уделить подбору персонала. Здесь основными должны стать следующие критерии:
- профильное образование (фармацевт);
- опыт соответствующей работы (1-3 года для ИП и 5 лет для нанятого специалиста).
Кроме того, все фармацевты раз в пять лет должны проходить курсы по повышению квалификации. Это необходимо, чтобы объяснить клиентам аптеки все свойства приобретаемого или назначенного медикамента, особенности приема.
Дополнительная обязанность персонала – давать консультации посетителям, так как некоторые из них спрашивают совета именно у фармацевтов без посещения врача. Для таких клиентов необходима полная и грамотная консультация.
Рентабельность аптечного бизнеса
Задумываясь над тем, как открыть свою аптеку, нужно заранее просчитать рентабельности бизнеса.
Прибыль будет зависеть от следующих основных факторов:
- выбранного для открытия места;
- наличия прямых конкурентов в районе;
- стоимости аренды (если помещение находится не в собственности);
- закупочных цены на медикаменты у поставщиков;
- выбранное направление деятельности;
- количество клиентов (проходимость).
Если все действия были выполнены правильно, учтены нюансы, то полная окупаемость вложений составит два года. Так как спрос на лекарства в последние годы в России показывает стабильный рост, рентабельность аптеки составляет в среднем 10% в начале деятельности. Доход будет повышаться пропорционально росту вашей аптечной сети.
Регистрация аптеки: нюансы и особенности
Подготавливая документы для открытия, необходимо определиться с организационно - правовой формой. Это может быть ИП, ООО или акционерное общество.
При регистрации ИП нужно соблюдать требования ст. 52 закона «Об обращении лекарственных средств»: предприниматель должен иметь диплом провизора или фармацевта. В случае регистрации ООО или АО бизнесмен может иметь другое образование, но потребуется нанять управляющего с дипломом по этим специальностям.
Виды аптек по ОКВЭД
Выбранный тип аптеки должен быть правильно указан в документах, так как от этого зависят виды и разнообразие оказываемых услуг. Все типы прописаны в приказе «Об утверждении видов аптечных организаций».
Коды ОКВЭД для аптечной деятельности
Основной 52.3 – торговля в розницу фармацевтическими, медицинскими товарами, а также косметикой и парфюмом (является основным ОКВЭД). Со второй цифры после запятой идут дополнительные коды.
Например, 52.31 – разрешается торговля в розницу исключительно товарами, которые относятся к фармацевтическому типу;
- 52.32 – разрешена розничная торговля медицинскими товарами, а также различными ортопедическими изделиями
- 52.33 - подойдет для тех, чей бизнес будет основан на торговле в розницу косметическими и парфюмерными товарами.
Важно! Можно указывать 1-4 типов ОКВЭД, чтобы расширить возможные виды оказываемых услуг. Все аптечные услуги прописаны в отраслевом стандарте.
Минимальный набор допускается в аптечном пункте. В киоске запрещены:
- реализация лекарств по рецептам;
- изготовление любых требующихся клиенту составов и медикаментов, включая народные, травяные;
- изготовление антисептических препаратов.
Классический вариант аптеки открыть проще: к ней предъявляются более мягкие требования, а число видов деятельности -будет - шире.
Документы и важные разрешения
Что еще нужно чтобы открыть аптеку? Потребуются следующие документы и заключения:
- свидетельства (ИНН, постановка на учет в ФНС, право собственности);
- выписка из БТИ и ЕГРН;
- план, составленный в БТИ (строение и внутренний зал);
- заключения специальных служб (СЭС, пожарная охрана, освещенность, состав воздуха);
- договоры с поставщиками,
- договор с арендодателем
Также потребуется паспорт (если аптеку открываетИП), заявление. Для других форм собственности (ООО и АО) дополнительно нужно предъявить устав компании.
Лицензирование
Получение лицензии, является обязательным этапом при открытии аптеки . Для этого потребуется предоставить паспортс копиями страниц, уставные документы (для юрлиц) и свидетельства (для ИП). Длится процесс оформления лицензии 1,5 месяца.
Подробно о лицензировании различных видов деятельности в России читайте здесь.
Потребуется также оплатить соответствующий сбор (нужно сохранить квитанцию и приложить ее к основным документам). Нужно также предоставить сертификат руководителя (с копией).
Важно! Все копии документации должны быть заверены у нотариуса
Необходимыми бумагами также станут копии, заверяющие, что будущие сотрудники или лично бизнесмен (если он ИП), а также управляющий имеют профильное образование. Лицензирование определяет не только законность бизнеса, но и ассортимент аптечной продукции.
Аптечная франшиза
Особенностью работы по франшизе является полное соответствие оказываемых услуг материнской сети. Для открытия аптеки нужно предъявить документы, подтверждающие, что аптечный магазин (киоск) – часть франшизы.
Минус в том, что вы будете сильно зависеть от франчайзера – компании, продавшей вам франшизу. В частности, не сможете поменять название, а также модель управления. С другой стороны, старший партнер, предоставляющий в аренду свой бренд, поможет с поставкой лекарств, рекламой, обучением персонала.
Сколько стоит открыть аптеку
Главный вопрос, который задает себе начинающий предприниматель: сколько стоит открыть аптеку с нуля? Это зависит от региона, ассоритимента аптеки и масштабов бизнеса (возможно, вы сразу откроете сеть аптек).
В среднем для запуска среднего аптечного пункта нужно около 2 млн рублей. Основные финансовые затраты будут связаны с закупкой оборудования (не менее 0,5 млн рублей). Следующая строка расходов – приобретение непосредственно ассортимента медицинских средств. Необходимо заложить бюджет на развитие бизнеса, рекламные акции.
Оплачивать (разовые расходы): пошлины и квитанции, выдаваемые на этапе оформления и открытия торговой аптечной точки. Поэтому невозможно точно ответ на вопрос: чтобы открыть аптеку сколько нужно денег?
Средние затраты будут складываться из следующих пунктов:
- заработная плата сотрудников от 30 до 70 тысяч руб. ежемесячно на каждого работника;
- оплата пошлин – примерно 10 тысяч руб. (во время подготовки и оформления бизнеса);
- цена лицензии – 25 тысяч руб. (не срочная) и 120 тысяч (срочная, выпускается за 21 день)
- закупка оборудования – порядка 600 000 руб.;
- ремонт в помещении – от 100 до 200 000 руб. ;
- организационные расходы (проведение специальных акций в день открытия, специальные рекламные компании) – 70 000 руб.;
- оплата коммунальных услуг, закупка канцтоваров. чистящих средств для уборки и прочие мелкие расходы – 20 000 руб. ежемесячно;
- закупка лекарств – 500 000 руб.
Также нужно учитывать, что около 50 000 руб. придется потратить на маркетинг и рекламу (листовки, буклеты, наклейки). Соответственно, дальнейшие расходы будут формироваться с учетом суммы к уплате по выбранной налоговой ставке, но в среднем для открытия аптеки с нуля потребуется не менее 1,5 млн руб.
Открытие аптеки с нуля требует учитывать многочисленные подводные камни. Лучше это сделать заранее .Окупаемость и рентабельность аптечного бизнеса в России находится на уровне 10-20%. Расширение функций или количества торговых точек рекомендуется проводить постепенно, по возможности пользоваться не кредитными, а собственным средствами.
Читайте также: Бизнес-план аптеки