Интернет-магазин запустил группу в Facebook, наполнил ее товаром и время от времени выкладывал информацию об акциях. Однако группа не оправдала ожиданий: мало подписчиков, лайков и комментариев и совсем нет заявок. Чтобы исправить ситуацию, надо разработать и реализовать smm-стратегию. Рассказываем, как это сделать.
Пользователей соцсетей уже десятки миллионов в России и несколько миллиардов по всему миру. Недавнее исследование агентства Mediascope показало, что в среднем человек проводит в соцсети 52 минуты в день, среди пользователей в возрасте 12–24 года этот показатель возрастает до 83 минут. Их легко «достать» при помощи рекламных и вовлекающих технологий.
Учитывая широкий охват пользователей разных слоев, можно сформулировать цели бизнеса, которые достигаются с помощью SMM:
- Поиск новых клиентов, увеличение клиентской базы.
- Взаимодействие с существующими клиентами: ответы на вопросы, отработка негатива, выяснение потребностей, жалоб и предложений.
- Привлечение внимания к компании и продукции.
- Выстраивание положительного имиджа компании.
- Донесение до потребителей преимуществ компании и товара.
- Проведение рекламных акций.
- Сегментирование целевой аудитории и составление портрета клиента.
Не все эти цели достигаются одномоментно. Над некоторыми из них можно работать параллельно, но для большего эффекта лучше сосредоточиться над одной-двумя задачами.
Если цели продвижения соединить с инструментами и составить пошаговый план, получится готовая концепция продвижения в социальных сетях. Без smm-стратегии движение к целям будет хаотичным, а вместо достижения бизнес-результата продвижение в социальных сетях превратится в «трубу для слива» денег и времени. Под влиянием внешних и внутренних факторов стратегию корректируют, можно сказать, что работа по продвижению бизнеса в соцсетях — это на годы.
Качественные примеры реализованных стратегий смм-продвижения можно посмотреть на страничках компаний Skyscanner, Aviasales или Burger King.
Читайте еще: Продвижение компании бесплатно – реально ли это?
Разработка SMM-стратегии
По сути, стратегия продвижения должна ответить на главные вопросы: что, кому, когда и где компания продает и каким образом делать это наиболее эффективно. Чтобы получить ответы, нужно пошагово пройти все этапы, и в результате получим готовый smm-план. Основные этапы продвижения:
- Определить идеологию, т. е. основные посылы, которые несет канал. Компания может выступать в роли советчика, инноватора, носителя безупречного качества. Одновременно нужно определиться со стилем — канал будет придерживаться провокационного характера материалов или строгой корпоративной культуры.
- Поставить задачи и определить сроки. Выше приведен пример 7 основных целей smm-продвижения, однако, при написании стратегии нужно определить для них временные рамки. Возможно, какие-то из этих целей не попадут в план, например, некоторые компании используют продвижение в социальных сетях для имиджа и репутации, а не для продаж.
- Определить целевую аудиторию. Для этого можно использовать инструменты, предоставляемые платформами. Они позволяют точно сегментировать аудиторию по полу, возрасту, отношениям, образованию. Если портрета аудитории еще нет, используют странички ближайших конкурентов и проводят исследование участников их групп. В дальнейшем интересы ЦА можно уточнять уже внутри своей группы путем опросов.
- Выбрать платформу. На данный момент существует более 250 сетей для общения. Это не только традиционные формы коммуникации, похожие на формат FB, ВК или Одноклассников, но и многочисленные мессенджеры. Например, приложения WhatsApp и WeChat насчитывают более миллиарда пользователей каждое. В России для продвижения бизнеса преимущественно используют Facebook, ВКонтакте, Instagram и Одноклассники. В этих соцсетях удобно запускать рекламу, вести группы и коммерческие странички, есть хорошие инструменты для аналитики и сегментации подписчиков. Остальные сети подключают для продвижения, изучив активность аудитории конкурентов.
- Определить особенности товаров или компании, которые следует выдвинуть на первый план. Для каждого канала, учитывая интересы целевой аудитории, можно подобрать разные особенности и преимущества. Условно, в FB продвигаем надежность, в ВК — креатив, а в Инстаграме — дизайн.
- Определить ключевые показатели, которые в интернет-маркетинге называют метриками. Это обязательная часть развития smm, потому что по ним рассчитывают эффективность. Например, количество продаж, совершенных по переходам из соцсетей или стоимость лидов — потенциальных и реальных клиентов, которые подписались на обновления, оставили свои контакты или сделали заказ. Менее важные метрики — количество комментариев, лайков и подписчиков, так как большое количество фолловеров прямо не говорит об успехе стратегии: можно конкурсами нагнать тысячи людей, но они никогда не станут клиентами. Намного полезнее просматривать показатель количества отписок — он говорит, что контент неинтересен пользователям, или в компании есть проблемы с товаром или сервисом. В SMM-маркетинге насчитывают более 30 метрик. Однако, использовать столько не нужно — специалисты рекомендуют отслеживать 10—15 показателей.
- Сформировать контентный план. По сути, контент-план — это график публикаций в социальных сетях. В зависимости от активности аудитории частота публикаций колеблется от 1—2 раз в неделю до 4—8 раз в сутки.
Читайте еще: Бизнес ВК: от идеи до регистрации организации
Желательно, чтобы среди участников создания SMM-стратегии был специалист по продвижению в соцсетях, например, специалист-фрилансер или интернет-агентство. Однако не менее значимо, чтобы в разработке концепции были задействованы первые лица компании, включая владельцев. Большая часть продвижения — это идеология того, как организация будет выглядеть в глазах подписчиков и какие ценности социальная страница будет доносить. Только собственники могут правильно и осознанно сформировать эту идеологию.
Тенденция в малом бизнесе — переводить на аутсорсинг не только интернет-специалистов, но и бухгалтерию. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания именно для вашей компании.
Где брать контент
Созданием релевантного контента для социальных сетей компании занимается отдел маркетинга, или удаленный специалист. Нужно помнить, что бизнес-страница отличается от персонального аккаунта и размещать фотографии котиков или анекдоты не лучший способ удержать аудиторию. Неинтересный и нерелевантный контент — одна из причин ухода подписчиков. Современная стратегия успешности аккаунта — это переход с частотных публикаций общих тем на экспертное наполнение страниц.
Подбором и публикацией контента может заниматься как сотрудник компании, так и внешнее маркетинговое агентство или специалист на аутсорсе. Однако, стоит понимать, что сторонние продвиженцы могут сделать качественный продукт только с помощью вовлечения сотрудников: их задача «вытащить» детали и нюансы бизнеса из сотрудников и правильно подать материал.
Продуктивность в этом вопросе возрастает, если в генерации контента участвует вся команда начиная с директора. Отвечать за оформление и наполнение должен один, но идеи стоит собирать у сотрудников разных отделов. Например, менеджер по продажам называет наиболее популярные позиции, сотрудник технического отдела рассказывает, как настроить и подключить продукт.
Идеи для поиска контента при запуске smm-стратегии:
- экспертное описание технологии и продуктов;
- сравнение с конкурентными товарами и услугами;
- помощь в выборе продукта или услуги;
- новости компании, имеющие значение для потребителя;
- акции и конкурсы;
- опросы;
- информация из комментариев — это как раз то, что больше других вещей интересует потребителя;
- развлекательный контент, который непременно требуется связать с продукцией, отраслью или компанией — не должен превышать 10% от общего числа публикаций;
- кейсы;
- статистика отрасли;
- обзоры, написанные пользователями товара или услуги;
- вакансии;
- RSS ленты, в том числе Google alert, Buzzsumo, Feedly, ContentStudio.
Читайте еще: Продвижение в соцсетях. Как повысить отклик подписчиков.
SMM-планирование: что такое и как сделать
Публикацию контента нужно планировать не «с утра на сегодня», а как минимум на месяц, а то и на полгода. Во-первых, будет время для поиска и создания конкретного материала, во-вторых, подписчики привыкнут к регулярности выхода постов, в-третьих, не будет «горящих» сроков.
Самый простой способ плана smm-продвижения — сделать таблицу в Excel. В графах прописать даты будущих публикаций, тип поста, темы, картинки, главный посыл клиенту. Необязательно писать тексты на месяц вперед, главное — установить даты и темы, а полный контент сделать только на предстоящую неделю.
Сведения из таблицы исполнитель вставляет в планировщики задач, чтобы руководитель регулярно контролировал, а команда добавляла идеи. Распространенные в российских компаниях планировщики командной работы — Trello и Asana. Чтобы не подключать автоматизированные программы, можно вести планирование в Гугл-таблицах.
Читайте еще: Продвижение бизнеса: 20 практических советов начинающему предпринимателю
Дальнейший план развития SMM фирмы
С началом публикаций начинаются мероприятия по поддержанию и развитию SMM, которые включают аналитику, автоматизацию и работу над ошибками. Количественные показатели, выделенные в процессе разработки smm-стратегии, требуется изменять в зависимости от периода. При старте группы важна скорость прироста подписчиков, позднее — активные действия фолловеров и контроль над метриками, связанными с покупкой продуктов.
Часть рутинной работы можно автоматизировать. Для этого используют внутренние инструменты соцсетей, например, отложенный постинг. Кроме этого, можно задействовать внешние маркетинговые продукты. Например, с помощью сервиса SmmBox можно запланировать размещение материалов сразу на нескольких площадках, отслеживать контент других компаний, делать перепосты, а также выполнять аналитику собственных каналов.
Критическая зона работы по развитию каналов компании — интерактивное общение с подписчиками. Нужно не только регулярно реагировать на подписи к постам, но и организовывать вовлекающие мероприятия, стимулировать действия и спрашивать советов. Обратную связь клиентов нельзя оставлять без внимания — реагируйте и корректируйте smm-стратегию исходя из пожеланий и действий аудитории.
Читайте еще: Перевод негатива в позитив: как отвечать на гневные комментарии в соцсетях
Автор Легкий Сергей