Качество товара – одно из слагаемых рыночной конкурентоспособности компании. В статье расскажем, кто и как оценивает качество произведенного товара.
Качество продукции – это совокупность характеристик и свойств, которые определяют степень удовлетворения потребностей покупателя в соответствии с назначением товара.
С позиции потребителя выделяют конкурентные параметры: внешний вид, состав, вкус, технические или эксплуатационные характеристики. Отдельная категория – элементы качества, которые должны соответствовать обязательным правилам и нормам: ГОСТам, техническим условиям, требованиям безопасности и стандартам качества.
На качество продукции влияют две группы факторов:
1. Внешние:
- требования потребительского рынка;
- уровень конкуренции;
- действующие законодательные нормы в области качества: стандартизация и сертификация, ГОСТы;
- необходимость в завоевании имиджа в деловой среде, среди покупателей.
2. Внутренние:
- технические – материальная база, технологии, применение инновационного оборудования, комплектующих;
- экономические – расходы на производство и реализацию товара, обеспечение необходимого уровня качества, политика ценообразования;
- организационные – менеджмент, маркетинг, контроль качества на всех этапах производства;
- социальные – уровень образования и квалификации работников, их мотивация;
- производственные – организация процесса производства, интенсивность и продолжительность производственного процесса;
- эксплуатационные – факторы, которые влияют на качество в ходе эксплуатации продукции.
Показатели качества товаров
Для оценки качества продукции применяют параметры, определяющие наличие у товара свойств:
- основных, влияющих на ключевые функции товара: надежность, точность;
- потребительских, определяющих пользу товара: эргономичность, безопасность, эстетичность.
Свойства продукции – объективные и субъективные особенности, которые выявляют в процессе хранения и эксплуатации, и соответствуют ожиданиям потребителя и назначению товара.
Показатели качества могут быть:
- единичными – выражать одно свойство товара: например размер одежды или обуви, жирность молока;
- комплексными – характеризовать несколько параметров одновременно: надежность, ремонтопригодность, безопасность двигателя.
В зависимости от исследуемых характеристик показатели качества классифицируют по следующим группам:
- назначение – функциональные характеристики: прочность ткани, габариты мебели, влагонепроницаемость обивки;
- надежность – эксплуатационные характеристики: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товаров;
- безопасность – указание на степень опасности в процессе эксплуатации;
- технологичность – степень рациональности при производстве и использовании;
- транспортабельность – возможность перемещения без утраты основных характеристик товара;
- стандартизация и унификация – наличие в изделиях стандартных и унифицированных элементов в сравнении с другими товарами;
- эргономичность – соответствие конструкции и габаритов изделия анатомическим и физиологическим особенностям потребителя;
- эстетичность – оригинальность, художественная выразительность, соответствие моде;
- экономичность – уровень соотношения трудовых материальных и энергетических затрат: рентабельность, себестоимость товара;
- экологичность – степень негативного влияния продукции на состояние окружающей среды.
Методы оценки качества продукции
Результаты оценки качества товара напрямую зависят от выбранного метода. Для объективной оценки товар исследуют по комплексу параметров – их выбор зависит от:
- назначения и свойств продукции;
- потребительских ожиданий;
- условий эксплуатации;
- требований нормативной документации;
- целей оценки.
Различают две группы оценочных методов.
Объективные методы
Обеспечивают достоверную оценку с использованием измерительного оборудования, точных расчетов.
Перечислим такие методы.
- Расчетный – показатели качества определяют с использованием математических формул и данных, полученных опытным путем. Метод применяют на стадии проектирования продукции, чтобы проанализировать производительность, прочность, мощность изделия, определить его эстетические и эргономические характеристики. Группа включает метрологические, вероятно-статистические методы и методы математического моделирования.
- Регистрационный – трудоемкий метод, который базируется на данных наблюдений за объектом и фиксации определенных событий. Так определяют экономичность, технологичность, унификацию изделия, а также выявляют процент брака и долю отказов изделия во время испытаний.
- Измерительный – для оценки используют измерительные приборы и средства. Метод позволяет определить параметры изделия: вес, скорость, температуру. Преимущество метода – точность и объективность.
Субъективные методы
Подразумевают малодостоверную оценку, основанную на предпочтениях потребителя.
Опишем примеры таких методов.
- Органолептический – оценка качества с использованием органов чувств. Позволяет оценить внешний вид изделия, вкус и запах, равномерность покрытия. Применяют, когда нельзя использовать объективные методы.
- Экспертный – базируется на мнении квалифицированных экспертов. Результаты оценки зависят от профессионализма специалистов. Применяют, если показатели нельзя измерить с помощью объективных методов оценки, либо когда нужно учесть очень много параметров.
- Социологический – предполагает анализ потребительских мнений. Позволяет определить качество продукции, опираясь на потребительские характеристики товара. Обычно для этой цели используют анкетирование покупателей, тестирование в фокус-группах.

Реальная цена аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент – от 27 480 руб. в месяц. За эти деньги вместо одного бухгалтера вы получаете команду аттестованных специалистов. Это главбух, кадровик, юрист. И — надежную бухгалтерию под ключ:
-
Корректный расчет налогов
-
Своевременная подготовка и сдача отчетности
-
Расчет зарплаты и налогов с выплат работниками любой сложности
-
Налоговая оптимизация, чтобы вы платили меньше
-
Ответы на требования и запросы ИФНС и фондов
-
Предотвращение риска назначения проверки и помощь в ее прохождении
-
Контроль расчетов с контрагентами
-
Составление и получение качественной первички
-
Консультации по сложным сделкам и операциям
-
Обеспечение бесперебойной работы с банками
-
Юридическая поддержка, проверка договоров и защита сделок
-
Регистрация ООО и ИП для новых направлений бизнеса
Посчитайте сами стоимость экспертной бухгалтерии для вашего бизнеса и свою экономию при переходе на аутсорсинг.
Как подтвердить качество товара
Основные документы, которые подтверждают качество продукции:
- Декларация о соответствии – свидетельствует о том, что товар соответствует нормативным требованиям. Декларацию оформляют в обязательном порядке только на товары, указанные в перечне к техническим регламентам. Можно оформить на отдельную партию изделий и на их серийный выпуск.
- Сертификат соответствия – документ, который подтверждает соответствие продукции стандартам, установленным техническими регламентами, и требованиям безопасности. Существует обязательная сертификация, которая распространяется на продукцию из официально утвержденных перечней, и добровольная процедура, которую проводят в отношении любых изделий для повышения конкурентоспособности (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 46 Закона №184-ФЗ).
- Документы санитарно-эпидемиологического контроля: ветеринарные, гигиенические и карантинные сертификаты, свидетельства – подтверждают соответствие некоторых товаров растительного или животного происхождения требованиям ветеринарно-санитарной безопасности.
Список товаров, которые подлежат обязательной сертификации, а также указание на то, каким документом необходимо подтвердить качество продукции, содержатся в Постановлении Правительства № 982 от 01.12.2009 г.
Документы, подтверждающие качество товара, могут потребовать:
- заказчики или деловые партнеры – при приёмке-передаче продукции, при выборе поставщика товаров, поиске партнеров для долгосрочных проектов;
- контролирующие органы – во время плановых и внеплановых проверок, в ходе тендера, при пересечении границы в ходе таможенного оформления;
- потребитель – во время покупки, если возникли сомнения в безопасности продукции.
Продукцию, имеющую сертификат или декларацию о соответствии, маркируют специальными знаками. В зависимости от системы и типа сертификации на упаковку наносят следующие виды маркировки.
- РСТ – знак системы сертификации ГОСТ Р. Наносят на товар, который прошел обязательную сертификацию по требованиям государственных стандартов. Код под знаком отражает данные об органе, который выдал сертификат. При прохождении добровольной сертификации по ГОСТ Р к знаку соответствия добавляют словосочетание «добровольная сертификация», информационный код отсутствует.
- ЕАС – информирует потребителя о том, что товар прошел официальную сертификацию или декларирование в соответствии с действующим техническим регламентом Таможенного союза. Знак подтверждает безопасность продукции и разрешает ее реализацию на всей территории ТС.
- СТР – знак обращения на рынке, подтверждающий соответствие продукции соответствующим техническим регламентам РФ. Код аккредитованного органа, выдавшего документ, не указывают.
Кто занимается оценкой качества на предприятии
Выпуская на рынок качественную и востребованную у потребителя продукцию, предприятие обеспечивает высокий уровень прибыли, успешно развивается. Поэтому оценку качества осуществляют на всех этапах жизненного цикла продукции.
Оценку качества продукции проводят:
- собственные подразделения предприятия – при тестировании на этапе производства для выявления и устранения технологических ошибок, при планировании расширения производственных мощностей;
- сторонние организации – при отсутствии лабораторий на предприятии и для проведения независимой экспертизы качества товара;
- органы государственного контроля – при проведении сертификации, стандартизации, аттестации качества продукции, выдаче деклараций о соответствии, ветеринарных свидетельств и пр.
Основные задачи мероприятий по оценке качества – создание базы для выработки грамотных управленческих решений, которые способствуют повышению качества продукции.
Разобраться в нюансах оформления обязательных документов на продукцию порой непросто. Поэтому компании все чаще прибегают к услугам аутсорсеров. Опытные эксперты Главбух Ассистент не только помогут подготовить бухгалтерскую и налоговую отчетность, но и подскажут, как выгодно использовать последние изменения законодательства, чтобы снизить расходы бизнеса. Изучите тарифы на услуги аутсорсера и убедитесь, насколько это выгоднее, чем содержать штатного бухгалтера.