-
-
-
-
×
Да, это бесплатно!

Регистрируйтесь и качайте!

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Регистрация займет всего минуту

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Три смартфона каждую неделю
Зарегистрироваться
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!
img-0

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Займет минуту
Зарегистрироваться
×
-

Приемка товара по качеству и количеству: правила, сроки, пошаговая инструкция

29 ноября 2024
55620
Средний балл: 0 из 5

Читайте в материале, как осуществлять приемку, чтобы снизить риск брака или недостачи.

Образец договора поставкиСкачать бесплатно

Согласно гражданскому законодательству, покупатель обязан принять груз по договору поставки, проверить качество и комплектность, письменно уведомить контрагента о недостатках, если они есть.

С помощью приемки покупатель и продавец:

  • обнаруживают брак;
  • выявляют недостачи, недопоставки, излишки;
  • определяют виновную сторону и последствия.

Отдельного законодательного акта, который регулировал бы приемку, нет. Некоторые важные положения закреплены в 3 параграфе 30 главы ГК РФ (поставка товаров), в частности, в ст. 513.

Подготовить все необходимые документы для отгрузки и приемки товара и комплектующих помогут эксперты аутсорсинга Главбух Ассистент. Опытные бухгалтеры и юристы также подскажут, на какие льготные программы вам можно рассчитывать и как сэкономить на налогах. Все услуги уже включены в тарифы — доплачивать не придется.

Оставить заявку

Главный регулятор приемки товара — договор поставки. В нем нужно указать подробную информацию о продукции, а именно:

  • название;
  • объемы;
  • свойства;
  • место поставки (склад, магазин);
  • период поставки;
  • права и обязанности заказчика и поставщика;
  • порядок, способ и период оплаты;
  • принцип разрешения спорных вопросов.

Дополнительным регулятором приемки товаров служит Инструкция о порядке приемки продукции по качеству № П-7 и Инструкция о порядке приемки продукции по количеству № П-6.

Инструкции разработаны во времена СССР, но стороны могут ими руководствоваться. Суды при решении спорных вопросов также пользуются этими инструкциями.

Важно! В договоре обязательно пропишите наименование и численность изделий, иначе суд может признать договор незаключенным. Чтобы договор поставки действительно защищал ваши интересы, доверьте его юристам Главбух Ассистент. Специалисты пропишут все необходимые условия и проверят ключевые формулировки. Все эти услуги уже включены в тарифы — рассчитайте оптимальный для вашего бизнеса.

Посмотреть тарифы

Основные правила

Исходя из законодательства и сложившейся деловой практики можно выделить обязательные для контрагентов правила приема продукции:

Для поставщика

Для заказчика (покупателя)

Проверить полномочия лица, которое будет принимать груз

Убедиться, что качество и количество продукции соответствует условиям договора

Проверить, что ход приемки фиксируется документально

В письменной форме составить акт о расхождении количества и направить его поставщику (представителю)

По требованию клиента явиться для составления акта о расхождении количества продукции

Письменно уведомить поставщика о поставке некачественных изделий и потребовать замены

Хранить излишний или бракованный товар, пока не согласовано, что с ним делать

Как договориться с контрагентом на отсрочку оплаты услуги или поставки товара — подскажут эксперты Главбух Ассистент. Специалисты аутсорсинга знают, как юридически защитить бизнес при форс-мажоре. Передайте задачи им, оставьте заявку, чтобы узнать о тарифах и услугах 

Оставить заявку

Порядок приемки товара по количеству и качеству

Приемку товаров на склад со стороны заказчика осуществляет материально-ответственный сотрудник. Обычно это кладовщик, который наделен правом ставить печать и подпись в накладных.

Если коротко, то кладовщик должен выполнить следующие действия:

  1. Показать машине место для разгрузки.
  2. Проверить сопроводительные бумаги.
  3. Подвезти оборудование для разгрузки.
  4. Осмотреть груз, взвесить если нужно, вскрыть и проверить.
  5. Транспортировать груз с помощью гидравлической тележки на склад.
  6. Актировать брак или недостачу.
  7. Расписаться в документах, поставить печать, отдать представителю поставщика или перевозчику.
  8. Внести данные о новом грузе в базу данных.
  9. Разместить на складе.

Каждая организация-покупатель сама устанавливает порядок приема груза. По общему правилу, он состоит из двух этапов: предварительного и окончательного.

Этап 1. Предварительная приемка. Если груз доставил перевозчик, необходимо осмотреть транспорт на наличие повреждений. В начале приемки товара кладовщик проверяет сопроводительные документы: товарные накладные, счета-фактуры.

Далее сотрудник проверяет условия транспортировки. Например, если груз — мороженая рыба, она должна лежать во льду. Рыба разморозилась во время доставки или плохо пахнет — ее нельзя принимать. Затем следует проверка сохранности тары и упаковки, наличие пломб и маркировки. Фактическое количество изделий должно совпадать с указанным в сопроводительных документах.

В кризис увеличивается количество мошенников. Обезопасить бизнес и избежать проблем с контрагентами помогут юристы из экспертной команды Главбух Ассистент. 

Оставить заявку

В ходе приемки товара по качеству особенно важно соблюсти сроки приемки:

  • при поставке из другого города — не позднее 20 дней, а скоропорта — не позднее 24 часов после поступления продукции на склад покупателя;
  • при поставке в черте города — не позднее 10 дней, а скоропорта — 24 часов после прибытия продукции на склад.

Для районов Крайнего Севера и отдаленных районов установлены иные сроки:

  • для продукции производственно-технического назначения — не позднее 30 дней, промышленных товаров — не позднее 60 дней после прибытия на склад покупателя;
  • для продовольственных товаров — не позднее 40 дней, для скоропорта — не позднее 48 часов после прибытия на склад.

В договоре поставки стороны могут согласовать другие сроки. 

Этап 2. Окончательная приемка товаров. К моменту окончательного приема груза должны быть готовы свободные места на складе, погрузочно-разгрузочная техника, гидравлическая тележка, сканеры штрихкодов.

Товары (грузовые места) необходимо проверить детально. Для этого используют 2 метода: метод сплошной и метод выборочной проверки.

Метод сплошной проверки подразумевает, что представитель покупателя вскрывает упаковку всех без исключения грузовых мест.

Выборочная проверка состоит в распаковке некоторых грузовых мест. Условия выборочной проверки также стоит включить в договор. Если это условие не оговорено, ориентируйтесь на срок, в течение которого вы сотрудничаете с этим поставщиком.

Важно. Если обнаружили повреждение транспорта, отсутствие пломб, нарушение упаковки, то проводите исключительно сплошную проверку груза.

Процедура считается завершенной, когда стороны подпишут акт приемки товаров без разногласий и замечаний. По правилам он должен включать в себя сведения о:

  • дате и месте составления;
  • продукции, ее объемах и цене;
  • поставщике и заказчике;
  • ФИО ответственных лиц с обеих сторон;
  • браке, дефектах груза, причинах их появления;
  • подписи, печати.

Можно взять унифицированную форму № ТОРГ-1 или форму М-7 (для приемки материалов).

При обнаружении в грузе скрытых недочетов, покупатель может составить акт о скрытых недостатках продукции в течение 5 дней после поставки. В отдельных случаях, указанных в Инструкции № П-7 срок увеличивается до 4 месяцев.

img-1

Недостача, недопоставка, излишки или пересортица

Из-за просчета поставщика при загрузке транспорта, из-за несоблюдения условий перевозки, в ходе которых часть продукции испортилась, или по другим причинам может возникнуть путаница с численностью груза. Не досчитаться товаров — обычное дело. Излишки случаются реже.

Общий порядок действий для заказчика при расхождении количества ассортимента:

  1. Проверить договор. Возможно в нем есть пункт, как действовать в случае расхождения количества. Если такого пункта нет, покупатель должен действовать по требованиям гражданского законодательства.
  2. Незамедлительно сообщить поставщику.
  3. Составить акт о расхождении количества вместе с поставщиком (представителем). Можно в произвольной форме, но лучше использовать форму № ТОРГ-2 или № ТОРГ-3 (для импортных товаров).
  4. Направить поставщику претензию. В ней укажите, сколько товара вы заказывали и сколько фактически доставили. Добавьте расчет неустойки на основании ст. 521 ГК и конкретного пункта договора, если он предусматривает неустойку. Мы подготовили образец подходящей претензии.

Если обнаружен некомплект (заводская недостача), заказчик может направить претензию еще и производителю. Другой вариант: направить поставщику 2 экземпляра претензии, пусть он сам решает проблему с производителем.

Рассчитайте стоимость аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент. Сэкономьте на бухгалтере и налогах
Логотип ГБА

Реальная цена аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент – от 27 480 руб. в месяц. За эти деньги вместо одного бухгалтера вы получаете команду аттестованных специалистов. Это главбух, кадровик, юрист. И — надежную бухгалтерию под ключ:

Посчитайте сами стоимость экспертной бухгалтерии для вашего бизнеса и свою экономию при переходе на аутсорсинг.

Дальнейшие действия зависят от конкретного вида расхождения количества груза:

Что означает

Пример

Что может потребовать покупатель

Недостача

Фактическое количество товаров меньше, чем указано в документах.

Продовольственный магазин заказал партию минеральной воды. Согласно накладной, должно быть 8 упаковок. По факту оказалось только 6 упаковок.

  1. Довезти недостающий товар при следующей поставке (ст. 511 ГК)
  2. Полностью отказаться от поставки и вернуть аванс (ст. 487 ГК).
  3. Оплатить расходы, если покупатель решил докупить товар у другого поставщика (ст. 520 ГК).
  4. Другое условие, если оно прописано в договоре поставки (ст. 521 ГК).

Недопоставка

Фактическое число изделий соответствует документам. Но в договоре поставки указано большее количество.

Мебельный склад заказал поставку 10 журнальных столиков. Такая цифра прописана в договоре. В ходе приемки товаров кладовщик обнаружил, что в счете-фактуре указано 8 столиков. Столько представитель поставщика и привез.

См. пункты для недостачи

Излишки

Ассортимент больше, чем указано в договоре поставки.

Магазин заключил с оптовиком договор на поставку 50 упаковок кошачьего корма. А оптовик просчитался и отгрузил 70 упаковок.

  1. Вернуть излишек поставщику.
  2. Вернуть всю партию товара (если договор это предусматривает)
  3. Принять всю партию груза вместе с излишком (такое право есть только у директора компании-покупателя)

Пересортица

Товаров одного вида больше, чем было заявлено, а товаров другого вида не хватает.

Магазин заказал поставку 20 бойлеров объемом 30 литров и 20 бойлеров объемом 50 литров. А поставщик привез 10 бойлеров объемом 30 литров и 25 бойлеров объемом 50 литров.

  1. Принять весь груз
  2. Не принять груз полностью.
  3. Принять 10 бойлеров объемом 30 литров и 20 бойлеров объемом 50 литров.

Любой вариант действий покупатель обязан согласовать с поставщиком. Лучше заранее прописывать в договоре, как будут решаться споры по расхождению численности ассортимента.

Бракованную, излишнюю или недостающую продукцию заказчик обязан хранить на складе до урегулирования проблемы.

Снизить риски работы с контрагентами и грамотно оформить все сопроводительные документы помогут эксперты аутсорсинга Главбух Асcистент. Вместо одного штатника на вас работает целая команда: услуги кадровика, бухгалтера и юриста включены в каждый тариф. Сократите расходы на бухгалтерию до 18 720 рублей в месяц.

Заявка на сервис ГБА

Вместо одного штатника — целая команда

QR-код

Подписывайтесь на ТГ-канал «Налоги для предпринимателей»!

Пишем про налоги простым языком. Новости, идеи налоговой оптимизации, мероприятия, правила общения с ИФНС.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.